О деятельности АО «Узбекистон почтаси»

С бурным развитием современных технологий многие пророчили исчезновение почтовой связи. Научно-технический прогресс хоть и изменил значительно облик этого вида коммуникаций, но его роль отнюдь не стала меньше.

Это видно и на примере разносторонней деятельности национального оператора почтовой связи АО «Узбекистон почтаси». Основываясь на собственном и международном опыте и внедряя самые современные технологии, АО «Узбекистон почтаси» достигло положительных результатов в обеспечении надежности и своевременности предоставляемых населению разноплановых почтовых услуг.

Осуществляющее свою деятельность на основе Закона Республики Узбекистан «О почтовой связи», за годы независимости АО «Узбекистон почтаси» заняло одно из ведущих мест в рейтинге операторов почтовой связи стран СНГ.

После обретения независимости в Узбекистане в процессе реформирования и обновления всех сфер жизни государства и общества была проведена огромная работа по коренному преобразованию и совершенствованию национальной системы почтовой связи в соответствии с мировыми стандартами. Уже в первые годы независимости большое внимание было уделено разделению предприятий почты и связи, четкому определению целей, задач и сферы их деятельности, развитию видов обслуживания, внедрению новой техники и технологий, а также подготовке квалифицированных кадров.

В 1991 г. на базе существующих отделов предприятий почтовой связи и распространения печати были созданы объединения почтовой связи и их территориальные подразделения.

В 1992 г. в соответствии с решением собрания учредителей был создан концерн «Узбекистон почтаси» («Почта Узбекистана»). В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по реорганизации и совершенствованию управления сферой информационных систем» от 23 июля 1997 г. и Постановлением Кабинета Министров «Об организации деятельности Узбекского агентства почты и телекоммуникаций» от 31 июля 1997 г. для совершенствования управления почтовой связью, информационными и телекоммуникационными системами в стране, а также для внедрения в эти отрасли рыночных механизмов было принято решение о создании Государственной акционерной компании (ГАК) «Узбекистон почтаси».

Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан «О совершенствовании деятельности в сфере почтовой связи» от 19 июля 2004 г. Государственная акционерная компания «Узбекистон почтаси» была преобразована в Открытое акционерное общество (ОАО) «Узбекистон почтаси». С 6 мая 2014 года ОАО преобразовано в АО «Узбекистон почтаси», а областные акционерные общества в его филиалы.

В настоящее время почтовая связь Узбекистана представляет собой разветвленную сеть объектов почтовой связи и почтовых маршрутов, предназначенную для приема, обработки и доставки почтовых отправлений, а также оказания дополнительных услуг по доставке периодических печатных изданий, приему оплаты за коммунальные услуги и многое другое. Эта сеть включает в себя 14 региональных отделений, состоящих, в свою очередь, из 69 межрайонных узлов связи, 17 районных узлов связи, 1745 отделений связи, специализированные филиалы – «Халкаро почтамт», «Халкаро тезкор почта» (ЕМS) и «Матбуот таркатиш», производственный участок «Узбекистон маркаси», а также 30 авиа-, 2 железнодорожных и более 250 автомобильных маршрутов, обеспечивающих регулярные перевозки почтовых отправлений.

На объектах почтовой связи функционируют 4794 доставочных участка (из них 1901 – в городах и поселках городского типа, 2893 - в сельской местности.) В системе почтовой связи страны трудятся более 7,5 тысяч сотрудников (из них более 2000 почтальонов) для предоставления своевременных и качественных услуг широкому кругу населения, бизнесу и обществу.

Важной вехой в развитии национального оператора стало вступление Республики Узбекистан во Всемирный почтовый союз 24 февраля 1994 года. Эта самая большая почтовая сеть в мире объединяет 192 страны, или более 6 миллионов служащих, свыше 700 тысяч почтовых отделений.

Узбекистан активно поддерживает сотрудничество по международному почтовому обмену со всеми странами мира.

Благодаря укреплению международного сотрудничества открылись новые горизонты для расширения географии перевозок почтовых отправлений и обмена электронными денежными переводами. Так, в 1998 году обмен почтовыми отправлениями осуществлялся с 84 государствами, а в 2017 году уже с более чем 130 странами мира.

АО «Узбекистон почтаси» является членом Телематического кооператива при Всемирном почтовом союзе. На сегодняшний день эффективно осуществляется обмен информацией с использованием возможностей международных информационных систем IFS, PNG, RUGBY, IBIS, PRIME.

Модернизация системы почтовой связи

Самые актуальные задачи для АО «Узбекистон почтаси» на современном этапе - это модернизация и широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий.

В настоящее время на стадии реализации специалистами АО «Узбекистон почтаси» находится проект по привлечению иностранных инвестиций и осуществлению с их помощью модернизации производственного и управленческого потенциала почты путем широкого использования информационно-коммуникационных технологий.

Нашим партнером в достижении намеченной цели является Почта Кореи, имеющая богатую историю и значительный опыт внедрения современных технологий в почтовую сферу.

Так, в апреле 2016 г. в Сеуле состоялись первые контакты руководства АО «Узбекистон почтаси» с руководством Почты Кореи, на которых были определены приоритетные направления совместного взаимодействия в плане модернизации почты Узбекистана.

Для разработки проекта «Модернизация почты Узбекистана» Почта Корея выбрала корейский Исследовательский институт электроники и телекоммуникаций (ETRI), а также консалтинговую компанию Intergen ITG. В течение последующих нескольких месяцев указанные разработчики совместно с представителями АО «Узбекистон почтаси» тщательно проанализировали состояние текущих дел, изучили уровень автоматизации рабочих мест на объектах почтовой связи, обсудили вопросы по совершенствованию почтовой инфраструктуры.

В результате была подготовлена отвечающая современным требованиям модель развития узбекской почты, возможности которой будут использованы для углубленной модернизации всего комплекса технологических процессов почтовой сферы, внедрения новых видов почтовых услуг. Инновации и технологии составляют существенный компонент проекта. Они лежат в основе трансформации почтовых услуг.

В декабре 2016 г. состоялась презентация проекта «Модернизация почты Узбекистана». По итогам ознакомления с проектом и всестороннего обсуждения его положений сторонами было выражено мнение, что поэтапную реализацию представленного проекта можно рассматривать в качестве «дорожной карты» дальнейшего развития почты Узбекистана. Основными направлениями модернизации определены значительное повышение качества почтовых операций, улучшение системы почтовой логистики, широкое внедрение ИКТ и новых видов почтовых услуг.

Согласно проекту, процесс модернизации почтовой инфраструктуры Узбекистана пройдет в три этапа. В начальную стадию реализации проекта включено обучение и повышение квалификации специалистов АО «Узбекистон почтаси» как на объектах Почты Кореи, так и подразделениях почты Узбекистана. Для этих целей корейской стороной начата разработка специализированной программы обучения, предусматривающей всестороннюю и эффективную подготовку почтовых кадров.

В дальнейшем, в соответствии с планом, предусмотрено расширение системы почтовой логистики и почтового менеджмента в Узбекистане, службы денежных переводов, развитие интернет услуг (электронная торговля), курьерской службы и т.д.

Таким образом, АО «Узбекистон почтаси», являющееся одним из важных звеньев системы социально-экономического развития страны, совершенствует свою работу в соответствии с требованиями времени: внедряются новые виды услуг, повышаются качество и эффективность услуг почтовой связи, оказываемых населению республики и зарубежным клиентам.